До кризиса многие оконные компании, вдохновленные стабильным ростом рынка и платежеспособности населения, поспешили серьезно влезть в долги к банкам, покупая землю и недвижимость под собственное производство и включаясь в «гонку вооружений» наращивая производственные мощности автоматическими линиями. Стабильности роста оконного рынка ничто не угрожало и лишь в самых в пессимистических прогнозах финансовых служб оконных предприятий рисовалось снижение роста оконного рынка до 5-10% в год. Финансовый кризис, для взявших крупные кредиты оконных компаний, стал полной неожиданностью, разрушающей доходную составляющую, так тщательно в прошлом сведенную с кредитными обязательствами. Что характерно, под удар попали оконные предприятия с наиболее грамотным менеджментом, для которых не чужды понятия финансового планирования, кредитного рычага и прочей финансовой терминологии.
В общем-то, спор о консолидации, на тот момент, вылился в рассуждение на тему приведет ли закрытие части оконных предприятий к укрупнению бизнеса оставшихся на рынке компаний. Вернуться к теме вынудило обращение авторитетного делового издания «Деловой Петербург» с просьбой дать оценку возможности консолидации оконной отрасли в ближайшие два года. Для формирования оценки пришлось систематизировать основную информацию о текущем состоянии оконного рынка в контексте наличия условий для консолидации рынка. В настоящей статье представлены основные доводы в пользу отсутствия в настоящий момент предпосылок к консолидации оконного рынка.
Итак, для начала консолидации отрасли необходимо:
1. Стабилизация рынка.
2. Массовое появление сильных региональных брендов.
3. Расслоение по эффективности оконных предприятий.
4. Появление институтов, поддерживающих развитие крупных предприятий.
Стабилизация рынка
Начавшийся кризис создал на рынке условия, похожие на стабилизацию следующими факторами:
1. Возможности органического роста ограничены
2. Большинство игроков рынка имеют свободные производственные мощности, и есть дефицитный ресурс - каналы сбыта, за доступ к которым многие игроки готовы заплатить.
Однако, несомненно, спрос на оконную продукцию в России далек от насыщения и по завершению кризиса все причины стагнации спроса исчезнут. Это вызовет существенный рост спроса на оконную продукцию. Каналы сбыта перестанут быть узким местом и игроки, решившиеся на поглощение в кризис, потеряют свое преимущество, возможно даже не успев его окупить.
Массовое появление сильных региональных брендов
Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что от появления предпосылок консолидации в виде сильных региональных брендов нас отделяет не менее трех-четырех лет.
Расслоение по эффективности оконных предприятий
На данный момент можно видеть первые зачатки интереса к данному направлению. Предлагаемая компанией «Алтек» методика непрерывного развития оконного предприятия «Вектор» нашла позитивный отклик у владельцев и менеджмента оконных компаний, а первый опыт внедрения показал, что данная методика дает колоссальное долгосрочное конкурентное преимущество.
Можно ожидать, что наиболее продвинутые компании в ближайшие 3-4 года получат существенный отрыв в эффективности деятельности от основной массы оконных компаний и именно они будут первыми претендентами на центры консолидации.
В настоящее время наблюдается явное расслоение оконных компаний по признаку наличия свободных средств. Те компании, которые не спешили до начала кризиса занимать деньги и вкладывать их в расширение производственных мощностей, сейчас имеют большие финансовые возможности и меньшую кредитную нагрузку. Это, потенциально, позволяет им рассматривать вопрос выгодного приобретения других оконных предприятий, находящихся в менее привлекательном финансовом положении для получения доступа к их сбытовым сетям и/или производственным мощностям. Однако, в условиях отсутствия опыта поглощения компаний, данный вопрос так и останется потенциальным и будет реализован лишь в единичных случаях.
Появление институтов, поддерживающих развитие крупных предприятий
В настоящее время можно констатировать как отсутствие инфраструктуры, так и потребности в ней. И хотя наша компания представляет пример успешной консалтинговой компании на оконном рынке, основные запросы оконных компаний на данный момент связаны со снижением издержек, внедрением процессного подхода в компаниях, управлением лучшими практиками. Если вас заинтересновал данный аспект, вы можете изучить методику развития оконных компаний "Вектор" в соответствующем разделе сайта altec.ru
Сроки и предвестники консолидации
На мой взгляд, сценарий начала консолидации будет выглядеть так: компания – региональный лидер с эффективно поставленной системой управления приобретет на собственные или кредитные деньги две-три сильные оконные компании в других регионах. В этот момент компания – центр консолидации наиболее уязвима, но если все пройдет успешно, то через два-три года можно ожидать IPO оконной компании, поскольку дальнейшее развитие на кредитные деньги слишком дорого и опасно. А по завершению IPO на федеральных каналах мы сможем наблюдать первые рекламные ролики с брендами претендента на лидерство на российском оконном рынке. Но до тех пор пройдет, на мой взгляд, 5 - 10 лет.
А претендентам на будущее глобальное лидерство можно посоветовать уделять больше внимание внутренней эффективности, а также сбору и применению лучших практик.