19 марта 2012

Недавно мы поговорили с руководителем отдела разработки компании «Алтек», известной на рынке по выпуску программных продуктов Optima WIN и altAwin. Андрей Сергеевич Дюхин, несмотря на более чем шестилетний стаж на оконном рынке, скорее программист, чем оконщик. Тем интереснее было взглянуть на всем нам известные продукты с другой стороны. «Как делается оконное ПО?» - интервью с Андреем Дюхиным.

Добрый день, Андрей, расскажите о том, каким коллективом вы руководите?
У меня в штате 14 человек - это программисты, тестировщики и технический писатель. Программисты разделены на 2 группы – веб-разработчики и разработчики десктопных приложений. С тестировщиками та же ситуация.

Какой у вас опыт работы с оконным софтом?

Я в компании более 6 лет, за это время прошел все ступени в отделе разработки: фактически знаю наши продукты как изнутри, так и системно в комплексе. Есть и довольно обширная информация по продуктам конкурентам, безусловно я изучал принципы работы ведущих мировых разработчиков ERP-систем. Сегодня в моей команде есть сотрудники, у которых опыт работы с оконными программами не только не меньше, а даже больше чем у меня, что также работает нам на руку.

Какие типовые этапы работ своего подразделения вы можете выделить?

Как вы знаете, у нас есть проекты Optima WIN и altAwin, также есть новый проекты, которые связаны с веб-приложениями. Рассматривая этапы работы отдела, можно взять за пример выход новой версии продукта, например altAwin.

Все начинается со сбора требований к новой версии: пожеланий от отдела сопровождения, от вышестоящего начальства, от бизнес-аналитиков. Нам сообщают, что необходимо клиентам для ускорения ключевых процессов в их компаниях, облегчения их работы. Данные требования обычно делятся на две разновидности:

  •  усовершенствование уже существующего функционала,
  • создание нового, ранее не реализованного на рынке функционала.

Вслед за приемом требований следует этап их обработки и формализации, их распределения по задачам. Запланировав сроки исполнения задач мы приступаем к разработке, вследствие чего выходит новый билд (внутренняя сборка программы, не попадающая к пользователям - прим. редактора) программного комплекса. Тестировщики получают от разработчиков билд и фиксируют ошибки, которые могут возникнуть при эксплуатации программы. Далее эти ошибки через систему учета требований опять попадают на разработчиков, и в следующем билде мы их правим.

Данный цикл повторяется до тех пор, пока продукт не стабилизируется. Тогда выходит новая версия, которую мы раздаем клиентам. Параллельно с описанным процессом идет документирование задач для внутренней работы отдела и создание пользовательской документации. Пользовательская документация altAwin выкладывается на wiki.altawin.ru, документация Optima WIN поставляется вместе с дистрибутивом программы в виде ПДФ файла и доступна на сайте altec.ru в разделе Optima WIN.

Вам достаточно той информации, которую вы получаете на входе, для постановки задач?

На первом этапе, при первом запросе, информации обычно недостаточно, поэтому задачи приходятся уточнять. Но напрямую с оконщиками мы не работаем – все делается через службу сопровождения.

Вы рассказали о том, как ведется работа по созданию новой версии продукта. А насколько эффективно ведется работа именно по исправлению ошибок? Каков срок прохождения рекламации через ваш отдел?

В данном случае важно разделять понятия критических ошибок и моментов, требующих развития. Если речь идет о существующих продуктах, которые выпущены и некоторые возможности которых реализованы не максимально эффективно, то в таких случаях мы действуем следующим образом: пожелания по улучшению поступают к нам, и когда их число становится критическим, мы выпускаем новый билд. Если же речь идет о критических ошибках, которые мешают работе клиента, что бывает крайне редко (на моем веку такое было лишь 2 раза), то мы принимаем крайне оперативные меры. Когда какой-то бизнес-процесс на предприятии не работает, мы выпускаем билд в течение недели.  

Что же касается плановых обновлений, которые не нивелируют неисправности, а делают программу ещё лучше, то в altAwin такие выходят примерно раз в месяц, в Optima WIN – минимум раз в полгода.

Какую часть работы вашего подразделения составляет модификация уже выпущенных продуктов?

По выпущенным версиям altAwin  около 5%. Самый большой процент работы уходит на формализацию требований и разработку новых модулей и функций.

Как вы представляете себе altAwin с пользовательской стороны?

В принципе, altAwin – это система, которая позволяет полностью автоматизировать крупные  предприятия по производству светопрозрачных конструкций и дверей: включая комплексную автоматизацию служб сбыта, производства, снабжения, т.е. сделать все, чтобы организовать оконный бизнес. altAwin - это ERP-система с CRM и с возможностью вносить дополнительный функционал посредством пользовательских скриптов. Мы закладываем в наш продукт все базовые функции систем подобного класса плюс все профильные «оконные» функции, оставляя возможность для наших инженеров и конечных пользователей расширять и персонифицировать продукт по своему усмотрению.

В какую сторону программа altAwin развивается в стратегической перспективе?

Программа двигается в сторону полной настройки под конкретного пользователя. И, конечно же, к полной интеграции со всевозможными веб-сервисами. С этой целью, кстати, в этом году мы привлекли дополнительные мощности: это 5 программистов, которые занимаются исключительно веб-интеграцией. В будущем я вижу, что это будет Интернет-приложение.  Ну и т.к. это будет веб-приложение, доступ к нему будет осуществляться элементарно с любого устройства из любой точки планеты. Хотелось бы, конечно же, повышать юзабилити и надежность.

Озвучьте ближайшие сроки выхода ваших продуктов.

Сейчас, прямо на носу выходит altAwin 2.5. В новой версии будет существенно увеличена производительность – как самой программы, так и сервера данных. Будет продолжено движение в сторону CRM-системы. Появятся дополнительные функции и инструменты по доводке под конкретного пользователя. Кроме того появится новый отдельный модуль учета рабочего времени (TimeTracker). Естественно мы обновили версии всех сторонних компонентов, двинулись в сторону DevExpress (библиотека элементов управления, облегчающая работу пользователя, - прим. редактора), и будем продолжать это движение в будущем.

Ещё совсем скоро выйдет новая Optima WIN 8.3 с небольшими дизайнерскими изменениями. В обоих версиях, что в altAwin 2.5, что в Optima WIN 8.3, реализована интеграция с сайтом ОКНА.РФ, но это тема для отдельного разговора.

Когда выйдет браузерная версия altAwin?

Браузерной версии altAwin, скорее всего не будет. У нас есть идея создания отдельного продукта, но пока об этом говорить рано.

Планируете ли вы в ближайшее время выпускать версию altAwin для MS SQL Server (тип базы данных, - прим. редактора)?

В 2008 году были такие попытки, но в результате мы нашли более эффективное решение. Непосредственно к MS SQL Server мы двигаться не будем, мы будем двигаться к абстракции над базой. При этом базу данных можно будет подключить практически любую.

Далее несколько вопросов от читателей, полученных через твиттер altAwin: Считаете ли Вы необходимым переводить текущие проекты на новые версии ПО от Embarcadero -  XE  или XE2 (среды быстрой разработки приложений, - прим. редактора), с учетом тех "вкусностей", которые они обещают для мобильных платформ?

Версии продуктов в линейке altAwin 2 не будут переводиться на XE или XE2, а вот altAwin 3 уже будет построен на XE. Что же касается «вкусностей», то они являются таковыми только для разработчика, а никак не для конечного пользователя – так что на продукт переход или не переход на XE никакого влияния оказывать не будет.

Как будет меняться интерфейс ваших продуктов в свете выхода Windows 8 и уклоном работы с данными  в "сенсорную часть"?

Возможно и никак. На B2B рынке это все-таки не первоочередная задача. Скорее всего, мы сделаем отдельный продукт, который будет позволять делать некоторые штуки руками, но это не стоит в приоритете.

Планируете ли версии своих продуктов под другие платформы (кроме Windows с не-веб интерфейсом?

Под Linux altAwin уже работает под управлением виртуализатора « Wine ».

Кто придумывает названия разделов в altAwin и Optima WIN?

По большему счету придумывают разработчики, хотя я считаю, что это задача отдела маркетинга.

Почему иногда происходит такая ситуация, что новый продукт уже появился, а пользовательской документации ещё не существует?

Документация к новым продуктам всегда есть, другое дело, что иногда она не полная, и я объясню почему. Мы выпускаем новые версии не только исходя из потребностей рынка и трендов в области автоматизации, но и исходя из потребностей наших действующих клиентов. Документация пишется в процессе разработки продукта, и иногда возникает такая ситуация, когда продукт клиентам надо отдавать в сжатые сроки – они ждут свежего функционала и медлить нельзя. Документация, к сожалению, за этим не всегда поспевает. Сейчас мы делаем все, чтобы изменить эту ситуацию.

Планирует ли ваш отдел прописывать примеры работы с текущим функционалом?

Да. В документации к altAwin 2.5 есть уже некоторые подвижки в эту сторону – будут примеры работы со скриптами. Далее мы будем описывать шаблонные подходы к настройке дополнительно к тому, что уже есть.

Каким образом происходит взаимодействие разработчиков с маркетинговыми службами компании? Многие пользователи жалуются на то, что не знают о существовании полезных возможностей, которые уже давно существуют. Есть ли у вас амбиции проводить лекции, вести колонку в интернете или в журнале?

Есть амбиции проводить именно лекции при выпуске продукта, для отдела сопровождения ну и не без участия отдела маркетинга.

Андрей, спасибо большое за уделенное время, всего доброго!

Вернуться к списку